?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну что, читатель, заглянем в святая святых?

Миф о том, что консультант этой такая смесь носового платка и помойного ведра в одном флаконе, который будет сидеть и часами слушать жалобы и бред или "добрый друг, готовый повесить себе на уши любую хрень" живуч в российской ментальности довольно крепко. Ведет такой подход к следующему - Клиент будет ходить к вам вечно или пока не кончатся деньги.

«Считаю нужным сказать...»  и потом воспоминаний на 30 минут. Простите, а проблему-то, мы когда будем решать? Сеанс закончится, Клиент, возможно, останется доволен, а я нет, потому что вместо реальной помощи оказал сочувствие и все осталось, как было.

Мой коллега и приятель Михаил обратился недавно с очень важным и наболевшим вопросом:


«Какое мне наведение использовать для  Клиента, если он меня не особо слушает?». 

Я попросил описать случай поподробнее, Михаил рассказал следующее. Пришел к нему парень и говорит – докажи мне, что ты умеешь гипнотизировать, а я посижу, посмотрю, ага. И он начал старательно двигать ему индукцию за индукцей и конечно результат нулевой.  И не только потому, что в гипнозе Михаил разбирается чуть лучше, чем я в ядерной физике, а потому что он проворонил ключевой момент. 

Дальше можно было вообще ничего не рассказывать и собственно делать можно было, что угодно с предсказуемым нулевым результатом. Но у Михаила терапия это хобби , а так у него двухэтажный офис в особнячке на лубянке, а вот что делать специалисту?

аршавин в сборной

Итак:  Какое мне наведение использовать для  Клиента, если он меня не особо слушает?

Правильный ответ – никакое,  Миша, пока ты не добьешься, того чтобы он не просто слушал, а внимал каждому твоему слову.   Пока из позиции «докажите мне», Клиент не перейдет в «помогите мне пожалуйста».  Это же относится ко всей терапии в целом – глубинная работа невозможна без доверия, а доверия не будет, пока вы не будете ведущим и ваша роль будет в процессе  главной. Еще раз  - в процессе терапии вы НЕ НА РАВНЫХ с Клиентов, уж тем более не на второй позиции, ВЫ ВЕДУЩИЙ. Так и больше никак, точка. Сейчас по порядку объясню почему.

Невроз вещь своеобразная и когда я шел к гештальтисту, то представлял, как он будет задавать неудобные вопросы, а  я буду мастерски на них отвечать и раз и поставлю его в тупик. Когда я шел к гипнотерапевту, то представлял, как он будет меня гипнотизировать, а у него раз и ничего не выйдет (я же такой уникальный, ага).  И так я прошел несколько  специалистов, которые специалистами не были.  Потому что взялись со мной работать с таким уровнем критичности и разумеется результат ноль

И вот как-то раз, попал я на прием к довольно дорогому профи, который меня принял только потому, что я у него учился, а так принимает богатых дяденек и их тетенек. Пришел я и начал че-то ему затирать про то, как меня лечить и чего у меня такое. Посмотрел он на меня, сказал ложиться, дал какое-то простейшее упражнение, а сам сел вконтакте переписываться, на меня ноль внимания. Лежал, я так лежал и начал злиться. Ну, то есть как это так, я же тут приехал весь такой уникальный Клиент, мне может есть даже что-то важное рассказать, ага. Сеанс закончился не начавшись, терапевт сказал до свидания, когда еще приходить не сказал и вообще было видно, что ему на меня положить целиком и полностью.  Уже дома до меня начало доходить по-маленьку, а самое главное начала зарождаться искорка доверия, в отличие от всех предыдущих.

Следущая встреча состоялась где-то через месяц попытки наверное с третьей, пару раз я приезжал, он отменял встречу буквально за 10 минут. Все это чем-то напоминало набор в шаолиньский монастырь, но поскольку я все больше понимал что к чему, меня сие не смущало и в конце концов мы начали работу. И с него начался реальный прогресс.  

шаолинь

Итак: эффективный терапевт не может по определению быть нуждающимся в Клиентах больше чем они в нем. Нужно понимать, что бессознательное Клиента не может доверить глубинную работу кому попало. Поэтому Клиент начинает тестировать терапевта на прочность еще с момента звонка, отмечая для себя все реакции и делая выводы. Ну а поскольку чувствительность у невротика обостренная, то фальш он выпаливает просто на раз. Это может быть ярко выражено, может быть нет, но также как я провожу диагностику Клиент, Клиент диагностирует меня.

Вопрос с психологического форума: «Что делать если клиент часто переносит встречи, я бронирую кабинет, а он не приходит». Ответ простой – он вам нужен больше чем вы ему, про глубинную работу можете сразу забыть, в лучшем случае будете заниматься терапией разговорного жанра

Что это на самом деле значит:

  1. Терапевт боится потерять данного Клиента
  2. Значит Клиентов мало значит, что не востребован

Клиент тоже не дурак, все это понимает.  Лечится это очень просто, работой по 100% предоплате, которая засчитывается если Клиент отменился позже чем за сутки и не более чем один раз. Вообще если честно, я сейчас даже радуюсь когда Клиент отменяется, потому что как отлично пойти часик погулять отдохнуть, а раньше помню огорчался J

А вот недавняя история, моего коллегу пригласили консультировать довольно богатого человека к нему домой. Обращался тот с ним по-барски, осадок остался неприятный, заплаченные деньги его не компенсировали, проблему они конечно не решили.  То есть понимаете, все в проигрыше, вот в чем смысл. Ведущую ролевую позицию мы держим не потому, что такие все вот важные и востребованные, а потому что по-другому глубинной работы не получиться.

Ну не довериться вам человек с миллионом долларов на счете, если не увидит что вам на его миллион вообще фиолетово, ровно и он для вас такой  же обычный Клиент.  На всякий случай напоминаю, что долларовых миллионеров у нас в стране 136 400 человек, а эффективных терапевтов можно пересчитать по пальцам рук и одной ноги. Поэтому с Клиентом даже в этом вы никак не равны, понимаете.  Он в вас нуждается, вы в нем нет, это не какая-то там мания величия, это просто факт российской действительности. На моей памяти из потока в 200 человек после двух лет обучения и двух лет практики, в профессии состоялись двое. ДВОЕ ЧЕЛОВЕК, ИЗ ДВУХСТА ЖЕЛАЮЩИХ. Был бы другой расклад, играли бы другими картами.  

Хороший ПТ не может быть бедным (если только это не его философская позиция) НИКАК НЕ МОЖЕТ, по крайней мере, не в России. Больше скажу и в США быть бедным очень-очень сложно, я вот только что, например, отдал 3 000$ за четыре сессии и это еще такой средний ценник, Ричард Бэндлер к примеру берет 10 000$ за сессию. А уж как сложно быть бедным ПТ в Европе, так что оттуда  Клиентам дешевле, получается, приехать ко мне на проработку в Москву, пожить тут и вернуться.    

Но вернемся к ролевой позиции. Поскольку ко мне уже сейчас иногда заезжают Клиенты с часами как полквартиры,  расскажу что-нибудь из практики. Вот, например, пару месяцев назад звонит мне Клиент из другого города и начинает рассказывать что-то про новый код НЛП и еще какую-то психологическую околесицу, я ему, разумеется, предлагаю обратиться к кому-то еще. У него там какие-то видимо отрезвляющие мыслительные процессы после такого поворота событий пошли, он говорит: «Я не обижу, вы только помогите». Объяснил ему, что такое обещание мне в работе будет скорее мешать, чем поможет,  предложил если желание останется, перезвонить через неделю, глядишь чего и придумаем.  Через неделю как-то уже поспокойнее он общался, про новый код больше не рассказывал.

Приехал ко мне, оказалось бизнесмен, два метра ростом и в ширину полтора, прекрасной души человек, в подчинении там сколько-то людей и т.д. Мне бы говорит поведенческий уровень подправить, ага, вы меня не оттого терапевтируете, это не важно что мы тут сейчас делаем. А самого при этом трясет всего.

Я быстро объяснил политику партии, и мы продолжили. В итоге вышли на ядро, разрешили несколько глубинных проблем. После сеанса говорит мне: «Владимир, спасибо огромное, что не повелся на все что я тут исполнял. Обычно народ сразу пугается и подстраивается». И стопочку купюр мне протягивает, премию решил выписать, что после интенсива весьма приятно. Всегда готов к премии по результату и если кто-то с течение времени заметит, что результат бесценен, мой номер банковской карты вам известен.  Так вот, а когда второй раз приехал, рассказал что по возвращению домой, стопку книг по нлп выкинул на помойку. Новый код его видимо больше не беспокоил J)) Раскодировался.

Отсюда вывод: Терапия прекращается ровно в тот момент, когда Клиент перестает следовать Вашим правилам.

out173437334c43f8rl0

Ставит ли Клиент особые условия, пробует ли изменить вашу систему оплаты или цену, часы приема на неудобные вам, хочет придти с видеокамерой (а у меня как-то был человек с внимание! – автомобильным регистратором) все что угодно, что меняет ролевую позицию – сразу стоп.

Стоп, потому что если это пропустить, то дальше можно не работать, если вы планировали эффективную терапию, а не просто получение денег с Клиента. Не надо параноить, случаи разные, но если чувствуете что пошла такая игра, то извольте соответствовать уровню.

Давайте теперь менее веселую историю в моем исполнении. Итак, начинал я только свои успехи на поприще решения глубинных проблем с теми от кого отказались профессора и доктора наук и был на крыльях эйфории. И пригласили меня выступать (заметьте бесплатно) с небольшим мастер классом, а после тот самый высокооплачиваемый терапевт пригласил меня провести вмести с ним сессию, показать все на деле, уж больно интересен ему мой подход был, звал потом работать, но свой путь мне пока кажется милее.  

Так вот, приехал я к нему, он как раз со своим Клиентом закончил работать и видно, что и Клиент подустал и лично я этому Клиенту нафиг не сдался, ибо не мне он платит деньги и не ко мне обратился. Но терапевт просит:  «Покажи глубинную работу, вот у человека неорганическая потеря эрекции».  Понятно, что ролевая модель проигрышная, делай хоть чего хочешь, не будет тут результата. Но поскольку только что до этого я проработал Клиента с похожей проблемой и Клиент на радостях в первый день снял трех проституток, а на следующий переспал с бывшей)  я решил сделать дело, раз уж приехал. Начали регрессию, коллега лез с советами и комментариями и все это скорее напоминало басню «Лебедь, рак и щука» чем сеанс. Результат был предсказуемый. Вышли на психотравму, на ядро не вышли, идет сопротивление и уход в кинестетику.  Коллега сделал пару внушений на тему «зато как висит» и Клиент, улыбаясь, отбыл домой. Не исключаю, что этому он улыбается до сих, ибо к глубинной работе все это не относилось.  

Прошло некоторое время и меня еще раз пригласили поработать на этот раз с бытовой фобией (страх пользоваться феном в ванной) девушки этого терапевта, у самого у него не получалось, решил привлечь меня как человека, который на фобиях собаку съел. Я уже был умнее и опытнее. Приехал, начал регрессию, вышел на психотравму, коллега решил, что все понял и продолжил сеанс. Закончил в своем стиле «улыбаемся и машем» примерно как в прошлый раз и говорит:

Я все понял, спасибо

Ну раз вы все поняли, давайте проверять работу

Как это?

Пусть рестимуляцию фобии сделает, что нам мешает проверить. Пусть берет фен.

Разумеется, фобия осталась. Коллега спрашивает: Володя как же так?  Вот так вот, отвечаю. Если хотите результат, давайте вы сядете на другом конце комнаты, будете молчать до конца сеанса и вообще никак не мешать мне, я вам покажу что делать. Девушка его все это слышала, ролевая позиция изменилась, можно работать. Через 30 минут я вылечил ее от фобии, провели рестимуляцию, она счастливая бегала с феном по квартире. Такие дела.  

Отсюда простой вывод: Не работайте бесплатно и с людьми, которые лично к вам за помощью не обращались.

9493

Почему так важно понимать ролевую позицию в терапии: Обычно к нам приходят люди, которые до этого уже что только не делали и к кому то только не обращались.  Когда все предыдущие потерпели неудачу и Клиент потерпел неудачу вместе с ними.
Потеряв при этом до нескольких десятков тысяч долларов. Вполне возможно, что вы будете вообще последним, к кому обратился человек. Понимаете теперь важность момента?

И завершающий кирпичик в понимание пройденного. Что делать если ведущую позицию держать не получается?

Отвечаю

1) Прорабатывать в себе то, что мешает это делать. Это же прекрасный текст на то, кто вы есть.

2) Это просто не ваш Клиент. Ну да, такое бывает, всем помочь невозможно. И в целом желательно работать с теми, с кем вам хочется работать.  Вот тогда и работа в радость и Клиенты довольны и вы в шоколаде.

Успехов!

Улыбайтесь чаще!

Макулов Владимир, октябрь 2012, США, Калифорния

По этой главе, пишите отзывы на емэйл мне. Что понятно, а что нет. Будем повышать уровень психологической культуры дорогих россиян вместе.

Приветствую любые частичные или полные репосты со ссылкой на оригинал.